Офис в Москве: + 7 (495) 151-80-91 Звоните с 9:00 до 18:00
Офис в Москве: + 7 (495) 151-80-91 Звоните с 9:00 до 18:00

Женщины, покорившие бизнес: Евгения Николаева

Моя героиня — Евгения Николаева. Женя не просто руководит бизнесом, она лично принимала участие в создании группы компаний «Би-Ай Гранум», вникала во все тонкости и организационные детали, которые традиционно считаются неженскими. Стоит сказать, что на агропромышленном рынке по всей России вряд ли наберется даже 100 женщин, занимающих такое же положение в компаниях. Так что Женин опыт почти уникален и показателен.

Начав свою карьеру как корпоративный юрист, уже в 25 лет она получила предложение от акционеров компании (кстати, исключительно мужчин) попробовать себя в роли генерального директора новой организации на абсолютно незнакомом ей рынке. Формально именно это и стало тем самым поворотным моментом в ее жизни, изменившим все. Но если познакомиться с ней и ее историей ближе, становится понятным, что такой успех вполне закономерен.

Ее внешний образ на самом деле сложно сочетается с таким мужским бизнесом. Женя молодая, прекрасная и обаятельная. Я искренне восхищаюсь ее красотой, мудростью и силой характера. Под действие ее харизмы попадаешь практически сразу, и только особый внимательный взгляд выдает в ней опытного руководителя. Я попросил ее честно рассказать о собственном опыте женщины, покорившей бизнес.

Успешная и красивая женщина в большом бизнесе — это все еще ментальный шок для нашего делового сообщества.

«В нашей компании мы стараемся поддерживать в топ-менеджменте пропорцию мужчин и женщин 50 на 50. А если говорить вообще о ситуации в стране, то я лично сталкивалась в бизнес-практике с вопросами «А вы точно это умеете?» или «А вы точно справитесь?». При первой встрече могут спросить о моей компетенции или о том, уполномочена ли я принимать решения. Еще один показательный момент — наш директор по персоналу при подборе топ-менеджмента всегда интересуется, готовы ли кандидаты работать под руководством женщины и как вообще к этому относятся. И бывают люди, которые ментально не готовы. Они уходят.

Многие, когда слышат про руководителя-женщину, представляют себе что-то из советской реальности — полное существо с химической завивкой, потерявшее свою женственность как внешне, так и внутренне. У этих людей знакомство со мной как с руководителем компании вызывает сильное удивление и разрыв шаблона. 🙂

Но все эти моменты быстро уходят после опыта совместной работы. Проходит не так много времени, решаются рабочие вопросы, проводятся сделки — и люди привыкают. А впоследствии уважают тебя даже больше. Женщина, способная вести серьезный бизнес, вызывает восхищение! То, что было изначально большим минусом или недостатком, впоследствии становится сильной стороной и преимуществом.

У меня была детская мечта. И я шла к ней. Хотелось быть именно руководителем, воплощать задуманное. Наверное, чтобы идти этим путем, нужен и характер подходящий. Мне лично кажется, что у нас, у женщин, есть природное преимущество — это эмоциональный интеллект.

Ты относишься к компании, как к своему родному, а к людям в ней — как к семье. Забота — это то, что отличает женщину-руководителя от мужчины.

Сильный пол все-таки больше сохраняет дистанцию… да и общаются они холоднее с персоналом. Мужчина видит общую картину. Женщины же сильны во внимании к деталям. Еще женщины очень ответственные, умеют многогранно и глубоко рассматривать любые вопросы.

Наша сильная сторона — коммуникабельность. Это наглядно видно на переговорах. Мужчины их проводят жестко, стараясь получить максимум для своей стороны. Они как будто соревнуются. Женщины же стараются создать прочную основу, при которой выигрывают обе стороны. Нервозности на переговорах под управлением женщины-руководителя меньше.

Нужна ли вообще тогда жесткость? Конечно! Но, мне кажется, мягкость и жесткость надо уметь сочетать. Например, когда нужно мотивировать сотрудника или зажечь его, лучше использовать природную женскую мягкость — поговорить по душам, докопаться до сути, создать общность. Если же речь идет о контроле и исполнении, надо быть жесткой. Но мне лично никогда не приходилось гипертрофировать это качество. На работе люди чувствуют компетентность руководителя, и именно это важнее всего.

У нас в компании практически отсутствует текучка кадров. Людям важна стабильность. Возможно, женщинам удается лучше создавать ее именно за счет своего природного неравнодушия и восприятия компании как семьи. Недавно изучала исследование, в котором говорилось, что наличие женщин топ-менеджеров в компании влияет на ее финансовые показатели в лучшую сторону.

Мне как руководителю важен не только результат, но и процесс. Я стараюсь учитывать индивидуальность каждого сотрудника и вникать в его профессиональные и личные цели. Очень важно создать такую атмосферу, где сотрудники получают от работы удовольствие. Для меня важно все: и финансовые показатели компании, и то, как мы встречаем гостей в офисе.

Мне до сих пор непросто увольнять людей. Не знаю, как это делают мужчины, но я стараюсь быть последовательной в этом вопросе. Переживаю внутри, всегда даю еще один шанс. Но если все-таки приходится расставаться с людьми, пытаюсь сохранить взаимное уважение.

Страх и сомнения — это хороший признак думающего человека.

Когда я только начинала, конечно, было очень страшно. Это нормально. Просто надо относиться к этому по-другому. Высокая должность — это не только опыт, это обучение и развитие, постоянный увлекательный процесс. А вот объем личной ответственности, которую готов взять на себя человек, на мой взгляд, уже зависит от характера. Кто-то может и готов руководить небольшим отделом, кто-то — региональным офисом, а кто-то может управлять международным бизнесом. А есть люди, которые не хотят руководить вообще и нести ответственность за что-то и кого-то, кроме себя самого.

Многие страхи уходят навсегда с опытом. Надо просто осознавать, что все разрешается. После того как пройдешь через какие-то ситуации один раз, в дальнейшем они не вызывают сложности или эмоций.

Отдельная тема — женские страхи. О том, как отразится высокая позиция на семье и личной жизни. Мне кажется, тут как раз вообще все проще становится. С ростом карьеры растут и возможности, да и опыт организации процессов совершенствуется. Поэтому наладить семейный быт гораздо проще. Я надеюсь, это навязанное обществом мнение со временем изменится.

Карьера или бизнес — это не только ради материального блага. Я искренне люблю то, чем занимаюсь. Ни разу в жизни у меня не было желания бросить все это и посидеть дома. Благодаря своей работе я постоянно знакомлюсь с интересными людьми, кто-то из них остается в моей жизни уже в качестве близких людей. Я каждый день узнаю что-то новое и учусь в естественном ритме. Моя жизнь наполнена. Я не думаю, что мы должны ограничивать себя в своей жизни. Можно и делать успешную карьеру, и успевать отдыхать, заниматься спортом, иметь гармоничные отношения и семью. Вопрос только в собственных желаниях и природных склонностях.

Когда в 25 лет я стала руководителем, скажу честно, я не думала о том, будет ли мне это мешать в личной жизни. У меня были четко расставлены приоритеты, и я двигалась в соответствии со своим личным планом, в котором на тот момент на первом месте были карьера и мои личные достижения. Сейчас есть семья, это мой муж и замечательная дочка, и любимая работа. Конечно, совмещать это непросто:) И об этом тоже нужно говорить открыто. Чтобы бизнес не влиял на отношения, надо научиться переключаться и отключать дома «директора». Быть женой, мамой и руководителем компании мне помогает основа, созданная за 10 лет работы. В наше время технологии позволяют работать удаленно, при условии, что вам удалось наладить все бизнес-процессы заранее. Хотя, безусловно, в ближайшее время я планирую свое возвращение в офис. Мне хочется реализовывать себя в разных сферах. 🙂

Если вы сейчас в мыслях о карьере или об открытии собственного бизнеса, вспомните мудрость Лао-цзы: «Путь в тысячу ли начинается с первого шага».

Наша жизнь устроена так, что требует постоянного движения и развития. Задачи и даже проблемы — это именно возможность развить в себе что-то новое, стать опытнее и мудрее. Не бойтесь пробовать и ошибаться. Именно так мы ищем и находим оптимальные решения. Не ошибается только тот, кто ничего не делает. Очень часто в жизни то, что мы считаем своими слабостями и недостатками, становится нашими сильными чертами и достоинствами.