Офис в Москве: + 7 (495) 151-80-91 Звоните с 9:00 до 18:00
Офис в Москве: + 7 (495) 151-80-91 Звоните с 9:00 до 18:00

Женщины, покорившие бизнес: Алеся Романова, генеральный управляющий ресторанного холдинга «354»

Алеся в ресторанной сфере уже 20 лет. Как и водится в классических историях успеха, начинала с самых низов — с официантки. В 16 лет она приехала учиться в Москву, в физико-технический университет, между прочим, после математической гимназии. Нужно было как-то зарабатывать, и, как многие студенты, она пошла в официантки. Работала так около пяти лет, а потом начался рост: менеджер, управляющий, сетевой управляющий и операционный директор, совладелец. И в итоге попала в проект «354». А проект это грандиозный. Впервые объединились титаны ресторанного бизнеса столицы и открыли на 85-м этаже башни «ОКО» в Москва-Сити ресторан «354». Название соответствует высоте (в метрах), на которой расположено заведение. Среди основателей — братья Васильчуки («Чайхона №1»), Дмитрий Сергеев (Ginza Project, Twins, AQ Kitchen) и дуэт Александра Кана и Илиодора Марача (True Cost, «Никуда не едем»).

ПРО СТРАХИ И ПАНИКУ

«Первую серьезную должность я заняла в 21 год. Было ли страшно? Очень! Средний возраст сотрудников в компании 30-40 лет. И тут я среди этих дяденек, которые могли быть моими папами. И надо ими управлять. Помню разговор с моим руководителем, когда он мне сказал касательно возраста: «Ты никому не говори, и никто никогда не поверит!»
Было ли сложно? Сложно быть менеджером, когда в твоем подчинении 70 человек, и ты за всё отвечаешь.Этот уровень требует большой ответственности. На более высоких позициях уже проще в твоем подчинении руководители.
Страшно бывает на любом уровне. Но необходимо научиться справляться с паникой, которая возникает. Наверное, это и отличает хорошего руководителя — умение взять себя в руки, когда это требуется.
Как справляться с паникой? Когда я впервые заняла управляющую позицию, я спросила у своего руководителя: «Как мне ими управлять?». Он сказал: «Алеся, не надо управлять, надо работать!» Просто делать свою работу. Концентрироваться на ней. На людях, с которыми работаешь. Люди — это вообще самое важное.»

ЖЕНЩИНЫ В БИЗНЕСЕ

«Ни в одной из компаний у меня не было руководителя женщины. Коллеги — да, много женщин. А вот руководители — только мужчины. Сейчас же в ресторанной сфере много женщин на управляющих позициях. В этом бизнесе нет как такового рабочего дня, график безумный. Женщины выносливее в этом плане…
Когда я прихожу на встречу с партнерами-мужчинами, первый этап всегда некий флирт и сомнения в моей компетенции. Но его преодолеваешь с опытом все быстрее. Это как часть ритуала. С другой стороны, будучи женщиной, проще выстроить первичную коммуникацию, расположить к себе людей. На начальном этапе это помогает. Пусть только первые десять минут, но помогает.
Я не верю в гендерные предрассудки. По-моему, и мужчины, и женщины в равной степени способны быть успешными руководителями. Почему же при этом такой небольшой процент женщин в бизнесе? Все просто: у них много других задач жизненных. Семья. Дети. Мы живем в социуме, и это влияет. Мое глубокое убеждение, что карьеру и дом можно сочетать без ущерба для обеих сфер, но, видимо, не у многих это получается.
Мужчины на начальном этапе больше времени тратят на обучение, получение знаний и навыков. Девочки зачастую начинают рано интересоваться внешностью, отношениями. Это влияет потом на развитие карьеры. Я вообще не считаю, что женщины и мужчины могут быть равны. Да и не должны быть. У нас разные роли. Но при этом тем, кто хочет строить карьеру и работать, ничего не мешает.
Если у вас есть возможность роста в карьере, то надо обязательно ею воспользоваться. Не бояться ничего и соглашаться на высокие позиции. Должность — это признание потраченного вами времени и усилий. Не стоит отказываться. Исключение — если семья явно против. Мое глубокое убеждение: если дома что-то не так, то в работе успеха тоже не будет…
Стоит ли подчеркивать женственность? Конечно! Макияж, каблуки, красивые наряды. Все это должно быть! Если, конечно, вы способны поддерживать такой внешний вид в безумном рабочем графике и не падать с этих каблуков. 🙂

ПРО РЕСТОРАННЫЙ БИЗНЕС

«Ресторанный бизнес — это не про гостеприимство, это про клиенто-ориентированность. Я не думаю, что тут есть преимущества у женщин или мужчин. Дело не в поле, а в навыках и понимании, как это создать. В нашей стране рестораны то и бизнесом стали не так давно.»

ПРО ХАРАКТЕР

«Мне кажется, я умею комбинировать разные стратегии управления. Где-то нужна мягкость, где-то жесткость. Но вообще жесткость мне близка. Это часть моего характера. А вот мягкости пришлось учиться. Не делить мир на черное и белое, а видеть полутона…»

ПРО СТРЕСС И СЕМЬЮ

«Ситуации бывают разные. Иногда сложно справляться со стрессом рабочим. Раньше бывало, что и домой эти проблемы приносила. Потом, посмотрев на это со стороны, отучилась.
Хотела ли я или стремилась к карьерным высотам? Нет. Для меня всегда была семья на первом плане. Я стараюсь находить баланс между работой и семьей. Хотя это бывает сложно. Это большая работа над собой. Брак –— это вообще в принципе работа. Мы с мужем давно вместе. И оба двигаемся параллельно в своих карьерах. Я стараюсь не акцентировать внимание на своей работе.»