Офис в Москве: + 7 (495) 151-80-91 Звоните с 9:00 до 18:00
Офис в Москве: + 7 (495) 151-80-91 Звоните с 9:00 до 18:00

Это странное слово «коучинг»

Сейчас коучинг стал массовой профессией. Есть куча людей, которые, наверное, что-то окончили, получили какое-то образование в этой области. Они называют себя коучами. Я уверен, что среди них есть профессионалы. Но иногда я встречаю ребят, которые просто задают вопросы по списку, которому их обучили, и пытаются попасть в цель наугад. В этом нет важного и самого главного пласта — соединенности, доверия, взаимного интереса, реального желания что-то изменить в жизни клиента.

У меня нет никакого диплома в этой области. Но есть уже почти 30 лет работы в этом поле, и я — один из тех нескольких людей, кто создавал эту практику в нашей стране. Просто тогда мы еще не знали, что это называется коучинг.

Я делаю прорывные тренинги. Как правило, в групповом формате. Ко мне приходят люди со своими целями, задачами. Так я работаю с конца 80-х. Как в России, так и в других странах. Как в компаниях, так и просто с отдельными людьми. В процессе так или иначе ты работаешь и погружаешься лично в каждого участника. Мы разбираем его цели, его желания, нужные шаги, что ему мешает, как ему сдвигаться и куда. Даем ему обратную связь. Чтобы он начал проявлять себя по-другому прямо здесь и сейчас. Поэтому коучинг у меня — это часть общего процесса тренинга.

Мне кажется, что за последние лет 20 как тренинги, так и коучинг стали общей практикой и рутинной частью бизнес-культуры. Большинство HR и директоров больших компаний знают, что надо выделять какую-то часть бюджета на это. Но я бы не сказал, что они реально ожидают роста прибыли и каких-то изменений в жизни компании с этим процессом. Скорее, они думают, что это не повредит. Где-то люди получат новые знания, где-то просто поработают над собой, и когда-то, может быть, это выстрелит. И люди, которые заказывают тренинги и коучинг, не очень многого ждут от исполнителей этой задачи. Да и сами специалисты не идут на работу с мыслью, что влияют на людей и меняют их жизни.

Когда мы все это начинали (а нас, практиков с таким стажем, совсем не много), я помню, как мы горели! Мы жили целями наших клиентов, вкладывались в них полностью и искренне верили, что творим что-то важное в их жизни. Помогаем им измениться, достигать большего, преодолевать себя! Вот с таким подходом я, к сожалению, сейчас мало вижу коучей…

Современный коуч порой просто работает как дисциплинатор, контролирующий выполнение всех пунктов плана действий, или выполняет функцию «репетитора» по бизнесу, подкидывая клиенту материалы по менеджменту, например.

Признаюсь вам, я не слишком хорошо знаю методику «по учебнику». Если бы сейчас какая-то компания, которая не знает меня, объявила тендер, я бы, наверное, даже не прошел его. Ведь у меня нет всех этих дипломов и «корочек». Хотя я тренировал и учил работать тех, у кого они есть. 🙂Кстати, готовил я специалистов не только в России, но и за границей. А у нас же верхом профессионализма считают стажировку за границей. Мысли, что мы можем ТАМ готовить и обучать, даже в голове не возникает у многих!

Для меня коучинг — это штучный товар. Это очень личный и глубокий процесс, где надо докапываться до сути. Во многих тренингах ходят по верхам. Например, практически везде людям говорят, что они не слушают других, и отсюда все проблемы. Это, конечно, правда. Но никто не копает глубоко. А почему они не слушают? Должны быть причины. Например, потому что они не уважают других; считают, что окружающие ничего интересного не скажут; или, быть может, думают, что они все равно ни на что не влияют, и зачем тогда вслушиваться… Вместо проработки этих глубинных установок людям предлагают тренировать внимание и концентрацию, чтобы начать слушать.

Еще один запрос в том же ключе — тренировка терпения. Дорогие мои, если вы хотите тренировать терпение, то, скорее всего, вы высокомерны! То есть вы не хотите научиться искренне взаимодействовать с людьми, вы хотите научиться их просто терпеть! Я бы предложил вам поработать с вашим отношением к себе и людям. А большинство коучей будут с вами тренировать терпение… И мир ваш от этого не изменится. Нового в людях и в себе вы не откроете.

Для меня хороший коуч — тот, который понимает корни проблемы и вместе с клиентом разбирается с исконными причинами, а не следствиями.

Был у меня показательный пример. Одна крупная компания пригласила меня в тендер на коучинг для своего руководителя (довольно известного в нашем бизнес-сообществе человека). Тендер был пройден, но я еще не уточнил суть проблемы. Уже перед встречей с этим большим и важным человеком я узнаю задачу — тайм-менеджмент. Поймите меня правильно, есть множество людей, которые обучат вас этим навыкам, как по учебнику, со всеми этими табличками и схемами. Но не я. Мое поле деятельности — другое. Но отказываться было уже поздно, и я решил встретиться с клиентом хотя бы один раз. На этой встрече я спросил клиента, зачем ему вдруг понадобился коуч по тайм-менеджменту. Выяснилось, что дома у него конфликты, жена недовольна тем, что он поздно приходит, не уделяет времени семье. И так постоянно. Поэтому я предложил, внимательно его послушав, признать: «Если вам не хочется домой, то, даже обладая навыками планирования своего времени, вы не будете туда спешить». Поэтому я предложил поработать с их отношениями с женой и вообще с ситуацией дома. Подумав пару минут, клиент согласился. И там уже было с чем работать по-настоящему.

Мой коучинг контекстуальный. А контекст в моем случае — это ответственная позиция в жизни.Поэтому я люблю работать в личном формате уже после тренинга. Потому что без тренинга приходится сначала прорабатывать эти основополагающие моменты жизненной позиции, а потом переходить к личным запросам клиента, но бывает, что все это идет одновременно.

Например, коучинг руководителя. В данном случае коуч дает честную обратную связь, которую руководителю трудно от своих услышать. Ведь сотрудники часто не могут ее дать. Или клиент просто проговаривает и обсуждает со мной проблемы, и уже это помогает. Порой руководителям и обсудить что-то не с кем.

И еще, коучинг должен зажигать самого тренера. Поэтому я работаю не со всеми. Мне интересны масштабные цели. Человек должен быть чем-то интересен. Может, это не очень профессионально, но у меня так. То есть просто проработка skills меня не увлекает. Это можно сделать и самому, если очень надо будет. Мне же интересно работать с такими целями, которые разворачивают вас на 180 градусов, заставляют вас меняться изнутри.

Коуч должен доводить человека до результата. Или зримо помогать к нему серьезно продвинуться. И это непросто! Но именно за это и стоит платить деньги.

Хороший коуч/тренер должен вдохновлять! У американцев есть понятие refreshing talk — «освежающий, вдохновляющий разговор». Вот это тоже часть работы, даже очень важная часть.

На мой взгляд, очень важна личность коуча. Его жизненный опыт. Хорошо бы, чтобы он сам чего-то достиг в жизни, сделал что-то масштабное и важное. Тогда и доверия будет больше от клиента. Иначе это грустная история: сам ничего в жизни не добился, но потом получил диплом коуча и пошел учить других людей, как жить.

Все, что я тут говорю, — это не какой-то, упаси бог, свод правил коучинга. Это просто мой личный взгляд и моя практика.

Так что такое коучинг? Если честно, я не знаю определения. Но я знаю суть этого процесса.